Наши соседи перенимают опыт развитых стран - в следующем году в РФ будет запущен пилотный проект по платной утилизации старых автомобилей. И что немаловажно — такое прогрессивное решение принято коллегиально представителями правительства и автопроизводителей вместе с автодилерами.
Интересно, что на «утиль» будут брать как автомобили российского производства старшие десяти лет, и иномарки. При сдаче старой машины, вам, как владельцу, будет выдаваться сертификат на 50 тысяч рублей. Впоследствии им можно будет воспользоваться при покупке как нового автомобиля отечественного производства, так и производящегося в режиме промышленной сборки.
Авторы такого решения уверены - программа по сдаче в металлолом старых машин позволит стимулировать обновление автопарка у населения, и что более важно в момент кризиса — поддержать автопроизводителей. Следует отметить что сама программа будет действовать далеко не по всей стране, а только в нескольких городах. Так, сегодня в числе претендентов среди городов, в которых планируется запустить этот проект, рассматриваются Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Самара и Нижний Новгород.
Быстро и по указу Кремля
Примечательно и то, что впервые с таким предложением выступил премьер-министр РФ Владимир Путин. Это было в марте этого года — именно тогда он «дал задание» разработать программу стимулирования спроса Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину. Как видим, у авторитарного государства, несмотря на кризис всегда один есть несомненный плюс — скорость принятия и осуществления практически любых заданий «сверху».
Российские эксперты уверены - такая программа может иметь успех в России, ведь около 50% российского автопарка занимают машины старше 10 лет. В качестве примера они кивают на Европу — подобные программы, действующие там, отлично показали свою эффективность этим летом. Так, в Германии, где автолюбителям выплачивают 2500 евро за смену старой машины на новую, только в июне продажи выросли на 40%.
Правда, европейские аналитики считают такую программу, условно говоря, палкой о двух концах. С одной стороны она действительно стимулирует продажи — по итогам 2009 года они вырастут на 26% - до 3,7 млн единиц. Но такой всплеск в 2009 году неизбежно приведет к падению в 2010-м, уверены они, так как государственные бонусы просто переносят будущие продажи в настоящее, но никак не увеличивают число людей, желающих приобрести авто. В результате, после окончания госпрограммы в 2010 году объемы продаж упадут до уровня в 2,6 млн автомобилей.
Что тут сказать? Эксперты, очевидно в чем-то правы — ведь тот, кто купит машину в этом году, вряд ли будет покупать ее в следующем. Но вместе с тем, существует надежда, что кризис сбавит свой ход до следующего года, и на новые авто найдутся новые покупатели. Зато в этом году производители получат такую необходимую поддержку, что позволит им продержаться на плаву. Другим словами — если у вас есть старая машина, сдавайте ее и покупайте новую сегодня. А завтра будет завтра... Автор: Сергей Омельченко