Российский авторынок заканчивает год с печальным результатом - за 11 месяцев продажи легковых и лёгких коммерческих автомобилей, по информации Ассоциации европейского бизнеса, упали ровно вдвое до 1,33 млн штук. По итогам года будет продано 1,45, максимум - 1,5 млн автомобилей, считают эксперты. При этом авторынок Европы растёт уже полгода: например, по итогам ноября продажи выросли на 27%, до 1,18 млн автомобилей.
Год начался с повышения импортных пошлин до 25% с 20% на большинство новых машин и запретительных - на подержанные иномарки, что нанесло удар по продажам новых иномарок, хотя помогло АвтоВАЗу - продажи Lada за 11 месяцев упали только на 45%.
Однако, пошлины всё-таки не достигли заявленной цели и не спасли российский автопром от резкого падения: по данным АСМ-холдинга, производство автомобилей за 11 месяцев 2009 года упало на 60,4% до 543.501 штук. При этом производство иномарок в РФ упало не так резко - на 54,1% до 256.753 автомобилей.
Автодилеры считают, что продажи могли быть ещё хуже, если бы не скидки на иномарки 2008 года выпуска, которые были ввезены по старым таможенным ставкам и которые нужно было продать для удержания автоторговых компаний на плаву в разгар кризиса. "Скидки позволяли поддерживать продажи на относительно высоком уровне весь 2009 год", - говорит главный исполнительный директор розничного подразделения автоторговой компании Рольф Вардан Даштоян.
Второй фактор, который помог продажам автомобилей в РФ не упасть ещё ниже - программа государственного кредитования, по которой правительство субсидирует банкам две трети ставки рефинансирования по кредиту на покупку машины. Но участники рынка говорят о её низкой эффективности. Автор программы Минпромторг рассчитывал, что в 2009 году с использованием льготного автокредита будет продано 150.000 автомобилей, но на 11 декабря результат был скромным - 61.618 машин.
Показатели продаж новых автомобилей в России в 2009 году позволяют с уверенностью говорить о том, что правительственные меры по стимулированию спроса оказались не столь эффективными, как того хотели чиновники. С этим соглашаются и эксперты: по их мнению, программа льготного автокредитования появилась на рынке слишком поздно и в не самом удачном варианте - ценовой коридор нужно было сразу делать максимально широким. Кроме того, даже с учётом субсидий "правительственные" кредиты были не намного выгоднее финансовых программ, разработанных самими автопроизводителями.
Но не всё так мрачно. 2009 год запомнится началом работы в нашей стране автосборочных предприятий многих мировых грандов. И начало это вполне оптимистичное, уверен заместитель главного редактора журнала "За рулём" Вячеслав Субботин.
"Прежде всего, это организация полномасштабного производства компании "Фольксваген" в Калуге. Ну и, естественно, это пуск модели "Шевроле Круз" под Санкт-Петербургом. У "Ниссана" "Икс-Трейл" начали производить, ну и, конечно, грузовики "Вольво", сейчас первые грузовики сошли с конвейера в Калуге. Любопытно, финальный такой штрих, это пуск автомобилей "Опель" предыдущего поколения в Калининграде на "Автоторе", - поясняет Вячеслав Субботин.
В 2010 году, по прогнозам экспертов, мировой автопром в целом, скорее всего, восстановит свои позиции по продажам. Но всё не так однозначно, отмечает заместитель генерального директора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.
"Может быть от 2 до 5% по отношению к текущему году. Причём продажи будут расти на рынках Китая, Индии и Бразилии. И, напротив, по Европе может быть серьёзное падение продаж, потому что в этом году продажи выросли именно за счёт стимуляции автомобильного рынка. Это в частности - утилизация и налоговые какие-то льготы. Эти меры уже заканчиваются. В частности на самом большом рынке Европы - немецком - там уже наблюдается серьёзное падение продаж", - рассказывает Сергей Удалов.
Что касается России, то согласно оптимистичному сценарию, в 2010 году продажи новых легковых автомобилей могут вырасти на 15-20% к низкому уровню 2009 года. Однако, вполне возможно реализуется такой вариант развития, при котором рост составит 5-10%. В 2011 году, по словам аналитика ИК "Тройка Диалог" Михаила Ганелина, рынок может вырасти на 30%.
Как отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков, основные факторы спроса на новые легковые автомобили - рост покупательной способности и благосостояния граждан, а также экспорт в СНГ - вряд ли смогут оказать серьёзное влияние на спрос ранее 2011 года.
Такому нескорому восстановлению спроса на "железных коней" есть простое объяснение. "В отличие от покупки предметов повседневного спроса, приобретение автомобиля подразумевает определённый размер накоплений, а также благоприятные ожидания в отношении будущих доходов (если автомобиль приобретается в кредит), - подчёркивает аналитик ИФК. - Следовательно, мы ожидаем некоторый временной лаг от момента начала восстановления экономики до начала роста спроса на автомобили".
"Чтобы люди вновь захотели покупать автомобили, у них должна быть уверенность в завтрашнем дне, чтобы они забыли про кризис", - рассуждает М.Ганелин из "Тройки Диалог". В настоящее время люди, вероятно, ещё напуганы, и этот "чисто психологический эффект", по словам аналитика, сказывается на результатах продаж. Оказать помощь отрасли в такой ситуации может только господдержка, отмечает М.Ганелин.
Чтобы возродить спрос, Минпромторг пообещал, что с февраля в РФ заработает программа "деньги в обмен на драндулеты", которая предполагает обмен автомобиля старше 10 лет на скидку при покупке новой отечественной машины на сумму 50.000 рублей. Автомобиль, сдаваемый в утиль, должен быть при этом зарегистрирован на последнего владельца не меньше чем год.
Подобная программа уже использовалась в Европе. Суть её, в том или ином варианте появившейся к осени в большинстве крупных европейских стран, заключалась в выплате бонусов в размере от 1500 до 5000 евро (в зависимости от страны) за сдачу старого автомобиля в утиль, которые можно было использовать в качестве скидки при покупке новой машины. В Германии, к примеру, премия за утилизацию автомобиля составила 2500 евро, а на финансирование программы было направлено 1,5 млрд евро. Во Франции автомобилистам платили по 1 тыс. евро, в Италии - 1500-5000 евро (в зависимости от класса покупаемой машины), а в Великобритании - 2000 фунтов стерлингов.
Популярность "премий за автометаллолом" оказалась невероятно высокой: несмотря на охвативший весь мир кризис, в Германии продажи новых автомобилей за 11 месяцев выросли на 26% (3,312 млн автомобилей). Аналогичная ситуация наблюдается во Франции (рост продаж на 7% по сравнению с прошлым годом), и пусть в Испании и Великобритании продажи с начала года пока в минусе, зато в ноябре в этих странах наблюдается прирост спроса на 37% и 57% соответственно!
В США за месяц действия схожей программы по утилизации старых машин воспользоваться "спецпредложением" правительства успели более 690 тыс. автолюбителей, каждый из которых получил ваучер на скидку в размере от 3500 до 4500 долларов.
Правда, будет ли программа эффективна в России, пока неизвестно. "Я занимаюсь автомобильным бизнесом, но даже я не понимаю, как это будет работать", - говорит гендиректор автодилерского холдинга Атлант М Олег Хусаенов. Он напомнил, что в РФ практически нет инфраструктуры для утилизации старых автомобилей.
Кроме того, надо понимать, что стимулирование роста за счёт государственных расходов - мера, рассчитанная на временный эффект. Например, сегодня около 75% роста в Китае осуществляется за счёт государственных стимулов: их объёмы в этом году превысили там 1 трлн долларов, что позволит к концу года увеличить ВВП на 8–9%. Эта действительно очень большая цифра свидетельствует на самом деле только о том, что отдача от бюджетных вливаний крайне низка.
Российское автомобилестроение воскреснет через пять лет, заявил в интервью "Российской газете" министр промышленности и торговли Виктор Христенко. "Во второй половине 2010 года авторынок начнёт восстанавливаться. Мы уверены, что легковой сегмент крепко встанет на ноги уже к 2015 году, объём продаж увеличится до 3,2-3,4 млн авто. А к 2020 году устойчиво выйдем на 3,6 млн проданных машин, может, даже больше", - спрогнозировал Христенко.
К этому времени, по его словам, в легковом автомобилестроении в России будут два крупнейших центра, на которые придётся примерно половина объёма продаж на российском рынке. "Первое - это Renault-Nissan-"АвтоВАЗ". О втором проекте пока сказать не могу. Коммерческая тайна", - добавил министр.
При этом в долгосрочной перспективе зарубежные компании, имеющие производство в России (такие как Renault, Toyota, VW и др.) могут укрепить свои позиции на российском рынке, если российские заводы не смогут модернизировать производства и представить конкурентоспособные модели.